Коллективное сознательное (lj_editor) wrote,
Коллективное сознательное
lj_editor

Синдром Щелкунчика



Нет, наверное, ни одного более новогоднего спектакля в мире, который бы не ставился с таким успехом и не переставал быть праздничным и желанным для зрителей всех возрастов. Родители, которые уже видели этот спектакль. Идут смотреть его еще раз уже со своими детьми, и дети эти, будут расти с воспоминаниями о чудесной сказке, в которой на новый год добро побеждает зло.



Мы все, в общем-то, тоже как дети ждем новых свершений на новый год и загадываем желания о добре, которого ждем как чуда.
Даже трудно представить, как жили люди до написания балета «Щелкунчик» и что они смотрели в театрах в предрождественское и предновогоднее время. Может быть «Волшебную флейту» Моцарта? Но действие там совсем не в новый год происходит. Возможно, но не факт…



Но с появлением на свет балета Чайковского все как будто встало на свои места. Произведение, созданное тремя романтиками, стало спектаклем на века. Первоначальный текст сказки «Щелкунчик и мышиный король», который написал великий немецкий романтик Эрнст Теодор Амадей Гофман, был переработан в либретто великим французским романтиком Александром Дюма-отцом, а музыку к балету «Щелкунчик» написал великий русский романтик в музыке – Петр Ильич Чайковский. Таким образом, в декабре 1892 года на свет появился абсолют романтизма – балет «Щелкунчик». Можно сказать, что ждали его долго и теперь так же долго будут любить. И совершенно не важно, где происходит действие, для каждой страны, куда приходит Щелкунчик, все герои как родные. Для нас немецкая семья превратилась в русскую с главной героиней Машей, а враг, с советских времен, оставил при себе немецкое имя. И уже не понятно, что в этой сказке абсолютный вымысел, а что привнесено в нее из реалий прошлого.



Но это даже и не важно, важно, что Щелкунчик из просто сказки превращается в некую собирательную историю, которая включает в себя крупицы современных историй, но при этом остается прекрасным и отстраненным повествованием о победе добра над злом.


Фрагмент спектакля «Щелкунчик» в постановке Императорского Мариинского театра, 1892 год

Что касается музыки, то она в этом балете, пожалуй, единственный неизменный персонаж, она прекрасна и совершенна в первозданном виде. Такая, какой ее создал автор – Петр Ильич Чайковский. Во многом музыка эта прекрасна, потому что композитор к тому времени уже давно состоялся как автор, уже давно пришел к своему стилю, но все так же тонко и трепетно переживал каждое произведение, которое выходило из-под его пера. Именно поэтому всех нас до глубины души трогает эта невероятно прозрачная, но тем не менее сильная музыка, волнующая, заставляющая сопереживать не столько происходящему на сцене, сколько ей самой. В общем, произведение это во всех отношениях прекрасное и самое приятное, что каждый год его хочется смотреть снова и снова.

С новым годом и рождеством!

Редактор культурного направления LiveJournal
Федор Вяземский


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments